Автоматические парковочные комплексы
Увеличение населения городов и парка частного автотранспорта в нашем веке приводит к росту спроса на автоматизированные платные парковки. Парковочные системы появляются повсеместно, в столице и регионах, а небольшие парковки стали доступны даже частным предпринимателям.
Компания СТАМП предлагает широкий спектр решений по созданию автоматизированных платных парковкок любого уровня сложности. В нашем портфолио присутствуют как типовые автоматические парковки, так и сложные нестандартные решения с большой степенью интеграции с другими системами.
Компания СТАМП, в частности, является поставщиком оборудования для закрытых плоскостных парковок г. Москвы и парковок транспортно-пересадочных узлов г. Москвы и области.
Архитектура автоматизированного паркинга
Современный парковочный комплекс имеет модульную структуру и собирается из отдельных компонент и функциональных блоков под нужды заказчика. Такой подход позволяет строить автоматизированные парковки любого масштаба: от небольших платных стоянок до многоуровневых паркингов на сотни машиномест.
СветофорКамераСтойка въезда/выездаТабло
свободных местУличный паркоматИндукционная петляКассаШлагбаумФотоэлементы
Идентификация клиента
Каждое транспортное средство на парковке должно быть идентифицировано. Существует несколько способов идентификации транспорта на стоянке.
- Бесконтактные карты
- Штрих-код
- Госномер
- Номер телефона
Классическая система автоматизированной парковки с использованием бесконтактных пластиковых карт предполагает выдачу гостевой парковочной карты водителю на въезде диспенсером карт. Эта же карта прикладывается к считывателю в паркомате для оплаты задолженности и изымается на выезде картоприёмником.
Преимущества бесконтактных карт:
- Надёжный и долговечный носитель, удобство хранения и использования.
- Повторное использование, нет необходимости в расходных материалах.
- Идентификатор можно использовать для постоянных пропусков и абонементов единым образом.
К недостаткам бесконтактных карт можно отнести:
- Необходимость своевременной ротации карт: перенос карт от выездной стойки к въездной.
- Используются механические элементы для транспорта карт(диспенсер и картоприёмник).
- Более дорогостоящее решение в стоимости оборудования и обслуживании.
Чек со штрих-кодом, однозначно идентифицирующий водителя на парковке, печатается на въездной стойке термопринтером. На паркомате и выездной стойке используются сканеры штрих-кода. Сам чек остаётся у водителя после того, как он покидает парковку.
Преимущества штрих-кода:
- Дешёвое и надёжное оборудование: принтер и сканеры штрих-кода.
- Чековая лента - максимально дешёвый расходный материал.
- Редкое обслуживание въездных стоек (замена чековой ленты), обслуживание выездных стоек не требуется.
К недостаткам систем на базе штрих-кода можно отнести:
- Чековая лента выцветает на солнце, поэтому её можно использовать только для идентификации временных посетителей.
Госномер автомобиля - наиболее удобный во всех аспектах способ идентификации автомобиля. Однако при всех его достоинствах мы рекомендуем применять его в дополнение к классическим способам идентификации.
Преимущества идентификации по госномеру:
- Удобство для водителя, нет необходимости предъявлять или получать парковочную карту.
- Максимально дешёвая система, как по стоимости оборудования, так и по стоимости обслуживания. Обслуживание въездных и выездных стоек не требуется.
Недостатки идентификации по госномеру:
- Госномер крайне легко подделать или сэмулировать.
- Зависимость качества распознавания от погодных условий и чистоты госномера автомобиля.
Использование номера мобильного телефона для идентификации водителя используется в варианте исполнения парковочного комплекса ParkUNO.
Преимущества идентификации по номеру мобильного телефона:
- Не требуется обслуживание стоек въезда-выезда, поскольку на них отсутствует сложное моторизированное оборудование. На стойках установлены только клавиатуры для ввода номера телефона.
- Нет необходимости устанавливать паркоматы: оплату можно производить посредством SMS или онлайн.
Комплектация постов въезда-выезда
Пост въезда выезда служит для регулирования проезда в одном или двух направлениях. Как правило выбор варианта комплектации конкретного поста зависит от ширины проезда и общего количества постов.
- Совмещённый
- Односторонний
- Реверсивный
- Праворульный
- На гос. номерах
- Грузовой
Совмещенный пост включает в себя по одному въезду и выезду.Въезд и выезд контролируются отдельными шлагбаумами.
Такая схема удобна тем, что всё оборудование размещается на одном острове, это удешевляет монтаж и обслуживание. Кроме того такой подход экономит ширину проезда.
Реверсивный пост позволяет пропускать транспортные средства через один проезд в обоих направлениях. Такая схема применяется в условиях нехватки места, когда ширины проезда недостаточно для организации совмещённого поста.
Но у такой схемы, как и у любого реверсивного движения, есть существенные минусы. Основным минусом является встречное движение автомобилей, что может вызвать разногласия в определении порядка проезда. Также такая схема требует установки двух островов безопасности и прокладки коммуникаций между ними.
Праворульный пост дополнительно комплектуется симметричными стойками с правой стороны для праворульных автомобилей.
Праворульный пост дополнительно комплектуется симметричными стойками с правой стороны для праворульных автомобилей.
Грузовой пост дополнительно комплектуется вторым этажом стоек для обслуживания водителей грузовых транспортных средств. Рекомендуется использовать при наличии значительного (30% и более) трафика грузовых автомобилей. При наличии нескольких постов оптимальным решением будет оборудовать только часть постов грузовыми стойками въезда/выезда.
Способы оплаты
- Наличные со сдачей
- Наличные без сдачи
- Карты Visa/Mastercard
- Оплата посредством SMS
- Комбинированные способы
Наличные - универсальный и естественный для клиента способ оплаты.
Преимущества оплаты наличными со сдачей:
- Типовой и базовый способ оплаты, ожидаемый пользователями.
Недостатки оплаты наличными со сдачей:
- Для приёма наличных и, особенно, выдачи сдачи требуется более дорогостоящее оборудование и повышенные требования к безопасности.
- Требуется регулярное обслуживание паркомата: инкассация и своевременная заправка диспенсеров купюр.
- Повышенный риск вандализма, как правило требуется охрана объекта.
В случае приёма наличных без сдачи клиент вносит денежные средства "под расчёт".
Наиболее оптимальным является комбинированный вариант установки паркоматов: основная часть паркоматов работают в режиме без сдачи, и лишь несколько паркоматов выдают сдачу. Это связано с тем, что обычно большая часть клиентов располагает суммой к оплате без сдачи.
Преимущества оплаты наличными без сдачи:
- Значительно дешевле стоимость оборудования.
- Значительно дешевле обслуживание оборудования и инкассация.
Недостатки оплаты наличными без сдачи:
- Не может быть единственным способом оплаты, требуются дополнительный паркоматы для оплаты со сдачей.
Банковские карты стандартов Visa/Mastercard - один из основных способов безналичной оплаты услуг. Для оплаты пользователь вводит карту в моторизированный считыватель и вводит пин-код на клавиатуре.
Также может быть задействована технология PayPass, когда клиент просто прикладывает карту к считывателю. Ввод пин-кода при этом не требуется.
Преимущества оплаты картами:
- Не требуется обслуживание и инкассация, средства поступают сразу на расчётный счёт.
- Удобство оплаты для пользователя.
Недостатки оплаты наличными картами:
- Не может быть единственным способом оплаты. Несмотря на растущей оборот транзакций по банковским картам они не значительно уступают платежам с использованием наличных.
- Банк-эквайер удерживает комиссию с платежей за парковку, она составляет, как правило, 3-5%.
Оплата посредством списания со счёта мобильного - один из безналичных способов оплаты. Оплата может быть совершена без использования паркомата, в соответствии с инструкцией на информационном стенде.
Преимущества оплаты со счёта мобильного телефона:
- Не требуется обслуживание и инкассация паркомата, средства поступают сразу на расчётный счёт.
- Удобство оплаты для пользователя, платёж можно выполнить не выходя из автомобиля.
Недостатки оплаты со счёта мобильного телефона:
- Как правило, не может быть единственным способом оплаты.
- Требует наличия положительного баланса мобильного телефона и самого мобильного телефона.
- На корпоративные тарифы мобильной связи зачастую накладываются ограничения по списанию средств со счёта.
К комбинированным способам относят совокупность нескольких вариантов оплат, вот наиболее эффективные:
- Наличные со сдачей + Наличные без сдачи. Только часть паркоматов выдаёт сдачу, остальные работают в режиме "без сдачи".
- Наличные со сдачей + Банковские карты. Такой способ позволяет снять нагрузку по обслуживанию терминала, переведя хоть и не всю, но значительную часть оборота в безналичный вид.
- Банковские карты + Оплата со счёта мобильного телефона. Вариант применяется, если необходимо создать максимально необслуживаемую парковку.
Компоненты
Парковочные комплексы монтируются на объекте из отдельных компонент, набор которых предопределен планом и требованиями заказчика.
- Стойка
- Шлагбаум
- Паркомат
- АРМ
- Светофор
- Табло
- Фотоэлементы
- Видеокамера
- Индукционная петля
- Сеть
- Сервер
Стойка въезда-выезда - основной элемент контроля доступа через пост въезда-выезда. Предоставляет удобный интерфейс для водителя, выдает и забирает идентификаторы (карты, штрих-коды), осуществляет непосредственный пропуск транспортных средств через шлагбаум, обеспечивает безопасность проезда на основе показаний датчиков.
Шлагбаум непосредственно контролирует проезд транспорта через отдельные посты системы автоматической платной парковки. Шлагбаумом управляет соответствующая стойка въезда-выезда, при этом команды на закрытие/открытие шлагбаума посылаются стойкой с учётом показаний датчиков фотоэлементов и индукционной петли, чем обеспечивается безопасность проезда.
Шлагбаум выбирается для каждого конкретного проекта исходя из конкретных требований, таких как ширина проезда, скорость открытия/закрытия, интенсивность работы.
Паркомат - основная точка оплаты услуг парковки. Паркомат осуществляет приём наличных и выдачу сдачи, оплату банковскими картами и картами по технологии PayPass, транспортными картами, предоплаченными парковочными картами.
Паркоматы бывают двух основных типов: уличные и для помещений. Уличные паркоматы оснащены встроенным обогревом для работы в минусовые температуры, вандалостойким и влагозащищённым корпусом.
Паркоматы оснащены сенсорным экраном для удобной работы.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора является комплексным интерфейсом для взаимодействия автоматизированной парковки и человека-оператора. АРМ позволяет организовать:
- Кассу для приема наличной и безналичной оплаты по всем видам тарифов.
- Информационный пункт.
- Пункт работы оператора парковки.
- Видеонаблюдение за постами.
Светофоры - средство контроля проезда через стойку въезда/выезда. Светофор может регулировать поток автомобилей на подъезде к стойке (зелёный - можно подъехать к стойке, красный - нельзя), в этом случае он устанавливается перед стойкой. Также светофор может регулировать сам проезд через шлагбаум, при этом он устанавливается над шлагбаумом.
Табло свободных мест информирует водителя о занятости парковки и наличии свободных мест. Информация обновляется автоматически. В системе может быть установлено любое количество табло свободных мест.
Фотоэлементы - компонент безопасности системы. Пара фотоэлементов устанавливается под стрелой шлагбаума, несколько дублирующих пар фотоэлементов могут быть установлены под основной парой или на некотором удалении от неё. Фотоэлементы регистрируют проезд автомобиля через линию шлагбаума и не допускают опускание шлагбаума в случае, если автомобиль находится на линии фотоэлементов.
Индукционная петля устанавливается в асфальт под стрелой шлагбаума или перед стойкой въезда-выезда. Используется для определения наличия автомобиля. Петля, установленная под стрелой, служит для обеспечения безопасного опускания шлагбаума как альтернатива фотоэлементам. Петля, установленная перед стойкой въезда, нужна для исключения выдачи одноразовых (гостевых) пропусков по кнопке в отсутствие автомобиля.
Все компоненты автоматической парковки должны быть объединены в единую сеть для обмена данными. В решениях автоматической парковки используются комбинированные сети на базе ethernet и rs485.
Сеть rs485 используется для связи с стойками въезда-выезда и табло свободных мест.
Сеть ethernet используется для объединения сервера, паркоматов, рабочих станций, камер видеонаблюдения. Сеть ethernet также может быть использована в качестве магистральной сети для подключения сегментов сети rs485, для этого используются специальные конверторы ethernet-rs485.
Для построения сети ethernet, объединения участков сети могут быть использованы различные технологии:
- Подключение по витой паре (кабелю) - стандартный способ, если оборудование расположено недалеко.
- Подключение по WiFi, если нет возможности проложить кабель.
- Волоконно-оптическая линия, если необходимо покрыть значительные расстояния.
Программное обеспечение парковки
- ПО сервера
- ПО паркомата
- ПО АРМ
- ПО для видеофиксации
- ПО распознавания номеров
Управляющий сервер - центральный узел автоматизированной парковки. Контролирует проезд транспорта через стойки въезда-выезда, регистрирует операции с пропусками через паркоматы и АРМ. Также управляющий сервер предоставляет интерфейс для администратора парковки для конфигурации системы, правки параметров тарифов, списков доступа и других настроек.
Для небольших проектов (1-2 поста) управляющий сервер автоматической парковки может быть установлен на паркомате. При большом количестве оборудования и значительном потоке транспорта рекомендуется выделять отдельный сервер.
Программное обеспечение паркомата базируется на многофункциональном программном продукте PayPoint и позволяет:
- Принимать к обработке различные идентификаторы пользователей: сканировать штрих-код, считывать бесконтактную парковочную карту, вводить государственный номер.
- Осуществлять взаимодействие с парковочным сервером
- Принимать к оплате наличные купюры и монеты, выдавать сдачу купюрами и монетами
- Принимать к оплате банковские карты, в том числе по технологии PayPASS
- Печатать фискальный или нефискальный чек
Aвтоматизированное рабочее место предоставляет универсальный интерфейс для управления парковкой, приёма денежных средств, коррекции тарифов, классификации трафика и других задач. АРМ - это точка участия человека в механизме работы автоматизированной парковки
Режим кассира позволяет использовать АРМ в качестве обычной кассы, принимать оплату и информировать клиента о задолженности.
Режим оператора даёт возможность пропускать транспортные средства через посты въезда-выезда как с учётом предъявленного идентификатора (пропуск предъявляется оператору), так и без (например, для обеспечения проезда автомобилей спецслужб).
Режим тарификации позволяет корректировать тарифы, назначенные транспортному средству.
ПО видеофиксации осуществляет запись видео- и фотофрагментов и их привязку к определённым событиям, таким как проезд через стойки, оплата в паркомате и т.д, Это позволяет администратору парковки формировать выборку записей, относящихся к определённому госномеру автомобиля, идентификатору пропуска, типу транспортного средства и т.д.
Распознавание номеров используется для фиксации номера автомобиля в момент подъезда к стойки. Распознанный номер может использоваться в системе:
- в качестве идентификатора, в этом случае клиент может заезжать и выезжать с парковки с минимальной задержкой.
- для контроля доступа. Например доступ на парковку может быть организован только по определённым госномерам
- для нужд службы безопасности. Возможен поиск по журналу проезда по государственному номеру ТС,
- для иных целей
Галерея
Объекты, оборудованные парковочными комплексами СТАМП